вторник, 2 июня 2009 г.

Не в фокусе

Нет, все-таки удивительная фильма "Поликушка", о которой я уже писал. Оказывается, этот странный и сильный эффект размытости изображения, особенно проявляющийся в сцене самоубийства Поликея, сделан не специально! Я-то думал, это оператор что-то с фокусом сделал. Как пишет Юрий Цивьян в своей замечательной книге "Историческая рецепция фильма" все дело в некачественной пленке, на которую снималась картина. В конце 10-х - начале 20-х пленки вообще не было, и в ход пускали плохо сохранившуюся "завуалированную" пленку, которую находили где попало на складах, дававшую в результате туманное изображение.

"В данном случае вуаль как бы "подыгрывала" художественным приемам оператора, следовавшего общему стилевому замыслу фильма. Критика расценивала эту вуаль как желание оператора придерживаться мягкой тональности, в которой выдержана вся постановка", - приводится у Цивьяна цитата из книги М.Н.Алейникова "Пути советского кино". На Западе, где с большим успехом прокатывалась фильма, зрители воспринимали этот "прием" как показ туманной загадочной русской души. И были в восторге, ха-ха!

Еще забавнее то, что оператор Желябужский, снимавший "Поликушку", потом пытался повторить эффект на уже очень качественной немецкой пленки и снимал через вуаль. Кстати, в той же книге Цивьяна можно найти сюжет, использованный в "Морфии" - самоубийство на сеансе кинематографа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий