понедельник, 22 июня 2009 г.

Женщины киномеханика

Кстати, я тут подумал - а какие советские актрисы подошли бы Бунюэлю? Такие, чтоб в них чувствовалась скрытая или подавленная сексуальность, рвущаяся наружу и находящая окольные пути? Конечно, тут сразу проблема возникает. Все-таки у Бунюэля эта тема сильно замешана на религиозности. И в "Спящей красавице", и "Тристане", и "Виридиане", да и в "The Young One" этот мотив четко звучит. А у нас конфликтный сплав религии и секса в кино отмечен не очень-то. Впрочем, "Отец Сергий" Протазанова свое слово сказал по этому вопросу. Но снят-то он был еще до советской власти.

Короче говоря, если, предположим, вынести за скобки религиозный мотив, то какие наши актрисы подошли бы Бунюэлю? Лично мне на ум пришла сразу гениальная Елена Кузьмина. Совершенно удивительная актриса. Начав у ФЭКСов, продолжила у Барнета, а закончила у Ромма. Выйдя замуж по очереди за последних двух. Плюс заскочила к Кулешову в "Горизонт". У Козинцева и Трауберга она порывистая, неистовая, забавная, наивная, лохматенькая, одним словом, совсем еще девчонка. Вот такой диалог мог произойти только с ней:
-"Что ты будешь делать, товарищ?!"
- "Я буду жаловаться!"
У Барнета в "Окраине" она еще такая, но уже и не совсем такая. В ней начинает чувствоваться чисто женское, неуловимое, то, что рационально не фиксируется. И происходит это перевоплощение прямо на экране! Как она тонко играет, уму непостижимо! В "У самого синего моря" она уже совсем женщина, в которую невозможно не влюбиться, а почему невозможно - и сам не знаешь. Половину атмосферы этой странной картины Барнета делается ее совершенно нездешней улыбкой. Трогательное, но властное очарование. Идеальная актриса для Барнета, женского кладоискателя. У Ромма в "13" Кузьмина еще остается такой актрисой - ей стоит показаться в кадре и этого достаточно - экран начинает просто дышать обаянием, влюбленностью. Кажется, эта аура передается партнерам по фильму на инстинктивном уровне. Они ходят как очарованные. Ей даже не надо ничего произносить, так, по фабуле разве что.

Но затем, в других своих фильмах, Ромм, чорт бы его взял, совершает чорт знает что. Ну что за собственнический инстинкт? Кузьмина начинает играть сознательных дев, начинает много и, самое главное, по делу, правильно говорить, в глазах появляется неестественный блеск гражданина Советского Союза. Короче, Ромм Кузьмину из женщины превратил в товарища женщину. Результат не заставил себя ждать - актриса получает Сталинскую второй степени за "Человек 217" и первой степени за "Русский вопрос". Тьфу!

Сами сравните. Вот Кузьмина в "У самого синего моря" Барнета.

А вот она же в "Человек 217" Ромма.


Вот тут есть чем поживиться Бунюэлю. Естественно, до того, как за нее взялся Ромм. Вот такую невинность с глубокой и богатой женственностью он бы с удовольствием сожрал. И по фактуре то же самое. Кузьмина - красивая, очень красивая женщина, но красива в большей степени не внешностью, а обаянием.

Еще одну красотка для Бунюэля - это Татьяна Самойлова. Можно себе представить, как бы снял Бунюэль "Летят журавли". Ситуация прям на подбор - конфликт между желанием другого мужчины и верностью тому, кто ушел на фронт. Святость и греховность. Из той же оперы Татьяна Лаврова в "9 днях одного года". Ромм, конечно, все рационализировал, а Бунюэль, думаю, подбавил бы туда всяких нехороших штук. Грязный дядя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий