понедельник, 29 июня 2009 г.

Пособие по выживанию в жизни

Оставшись неудовлетворенным после «Зоны конфликта», ваш покорный кинофоб еще раз отправился на ММКФ. Возле кассы меня озадачила Проблема Выбора Пути. А именно - попереться на «Пророк», отхвативший гран-при в Каннах, или на «Первый отряд», который почему-то у меня в голове прочно переименовался в «Последний отряд». Шли они в одно время. Промучавшись, я решил пойти на «Отряд», русско-японское аниме про неедооцененную роль зомби во Второй мировой войне. Но билетов на него не было, поэтому я со спокойным сердцем отправился на «Пророк» Одийяра.

Рассказывает кинокартина о 19-летнем пареньке по имени Малик, загремевшем в тюрьму. Из салаги, с которого два зэка тут же стянули кроссовки, он превратился в мафиозного босса, попутно оттеснив с главных ролей местного престарелого крестного отца.



Бедняга босс корсиканской мафии, главный авторитет в тюрьме, блестяще сыгранный Нильсом Ареструпом, не знал, кого он пригрел, когда поручил нашему молоденькому лошку простенькое задание: отсосать у одного зэка и во время отсоса перерезать тому горло лезвием, спрятанным во рту. Малик справился блестяще (правда, отсасывать не пришлось) и затем втерся к боссу в доверие. И так, шаг за шагом, маленький герой этого самого босса сожрал. Патриархальный корсиканец с благородными сединами слишком устарел, его место в какой-нибудь коза-ностре прошлого века, с ее принципами, честью, верностью и прочими детскими комплексами. Малик же куда взрослее, оборотистее да и просто лучше приспособлен к новому темпу жизни. Он не отягощен ни расовыми, ни национальными, ни религиозными предрассудками. И поэтому с одинаковой легкостью сходится со всеми представленными в тюряге конфессиями и корпорациями. Ведь им всем нужны деньги. Он всего лишь занимается бизнесом, ничего личного.

Мне показалось, что фильма в большей степени о взрослении. Вообще, об этом тяжелом и болезненном процессе. Жесткие тюремные условия, местные законы выживания делают этот сюжет резче, нагляднее, что ли. Камера работает близко к главному герою, что оправдывается теснотой его тюремного жилища, подчеркивая эту тесноту, и мы видим в деталях изменение, взросление персонажа буквально на физиологическом уровне.

А стадии взросления обозначены такие: сначала герой дрочит на фото голых баб в замызганном журнале, потом – на порнофильм, а затем – ура – трахает проститутку. Прогресс налицо, так сказать.

В фильме неплохо работают детали, штрихи, из которых потихоньку вырисовывается образы Малика и корсиканского босса. Ну к примеру. В клетушке Малика поджидает вызванная проститутка. Он энергично заходит, сразу протягивает ей руку и представляется: «Малик». Все по-деловому, без грубостей, вежливо. А в другом месте он с компаньонами жестоко избивает конкурентов на наркорынке. И это тоже бизнес.

Но в целом картина, наверно, чересчур прямолинейна. Даже эти детали вряд ли допускают разные толкования. Мне показалось, что есть и надуманные кадры. И, конечно, очень много физиологического воздействия на зрителя. То есть, когда его заставляют не работать мозгами или, я уж не знаю, сердцем, а просто бьют ногой по яйцам, пардон. И с юмором о Одийяра туговато. Очень туговато. Те немногие шутки, что в фильме есть, настолько неудачны, что сильно портят впечатление. Но посмотреть «Пророка» стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий