вторник, 21 апреля 2009 г.

Старикам тут самое место


Начитавшись восторженных отзывов о "Гран Торино" решил сходить. Тем более, что это, якобы, последнее появление Клинта Иствуда на экране в качестве актера. Но судя по той форме, в которой старикан пребывает, ему на покой еще рано, даже в его годы. Сама фильма действительно неплоха, а по нынешним временам так вообще, ого-го. А времена нынче такие, что любое просто качественно сделанное, без грубых ляпов кино превращается в событие. Вот такое, ровное, спокойное, хорошее кино и есть "Гран Торино".

Самое привлекательное в фильмах Иствуда, в том числе и в этой картине, то, насколько они гармоничны, слаженны. Мир в "Гран Торино" сделан ровно, немного замедленно, устало, как мир очень пожилого человека, каковым является главный герой, Уолт Ковальски. Немного замкнутый мир, с ограниченным числом персонажей. Камера спокойна, монтаж тоже. Но когда нужно, все необходимые движения происходят. К примеру, когда Уолт ночью просыпается от шума в гараже, берет винтовку и идет туда ловить вора, камера дергается, пошатывается, изображение прыгает перед глазами, как, наверно, оно прыгает у старика в такие минуты.

Интересно и то, с каким спокойствием управляется Иствуд с такими категориями как жизнь, смерть, судьба, совесть, искупление и так далее. Другой бы об эти вещи зубы себе сломал. Ударился или в пафос или мелодраматизм. В принципе, в "Гран Торино" есть и пафос, и мелодрама, но в такой выдержанной пропорции и настолько уместно, что это совершенно не раздражает. Сюжетные линии, характеры героев (кроме главного) решены просто, даже порой наивно, но такая простота дается пожалуй только Иствуду. Для того, чтобы удержать равновесие при таком подходе и таком сюжете нужно было сыграть в свое время и крутого ковбоя, и грязного Гарри, и снять картину о противостоянии американцев и японцев во Второй мировой войне. Этот багаж Иствуд задействовал на полную катушку. Весь этот опыт как бы поместился в его героя в "Гран Торино", дал ему историю. Ту, которая осталась за кадрами, и без которой персонаж не был бы столь убедителен, наверно. Ведь хорош же Иствуд, когда целится в хулиганов из пальца! Хорош ведь, а? И боятся бандиты такого пальца. А вот навел бы его не Иствуд, этот актер со взглядом, как дуло револьвера, и уже было бы не так страшно.

Да, по фильму Уолт Ковальски не был в молодости ни грязным Гарри, ни уж тем более ковбоем. Он был простым рабочим на Форде. Но он может им стать в любой момент, вот в чем штука. И именно это сознание заставляет бандитов стрелять в него в финале, хотя он им ничем не мог угрожать. Потому что в их глазах - он тот самый грязный Гарри, кторый разбирается с преступниками по-своему, не особо оглядываясь на закон. И он должен был достать пистолет и начать пальбу. Должен был по своей истории. И на этом держится сюжетный ход. Но теперь грязный Гарри постарел, помудрел, он теперь знает, что оружием проблемы не всегда решаются. Вот такая загогулина произошла. Вместо прихода к истине через убийство, который был еще в гениальном "Непрощенном", произошел приход к ней через смерть. Пусть не такой эффектный, но это же все-таки старик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий