среда, 30 декабря 2009 г.

Рассказ подрывника

Добрался-таки до хваленой фильмы Кэтрин Бигелоу "Повелитель бурь". В оригинале название, извините за каламбур, куда более оригинальное - The Hurt Locker. Пространства для интерпретаций здесь сколько угодно. А "Повелитель бурь" - название ни о чем. Впрочем, про российские прокатные названия и так много говорилось, так что тема эта скучная. Фильма о войне в Ираке. Последнее время стало много появляться картин, которые пытаются осмыслить эту войну, не делая из нее аттракцион и не разделяя героев на плохих и хороших. Кэтрин Бигелоу тоже пытается понять ее, ведя повествование не вширь, а вглубь. В общем, ее фильма не столько о войне в Ираке, сколько о войне в принципе, антураж мог быть совсем другим. Но, боюсь, получилась не наполненная конкретикой абстракция, а обесцвеченная приблизительность.



Герои ленты - трое американских саперов, обезвреживающих мины в Багдаде и окрестностях. Очкарик, афроамериканец и крутой. Хороший, плохой, злой. Очкарик вообще не понимал, что происходит, пока его не подстрелили; афроамериканец весь на нервах и в депрессии, а крутому только подавай новые бомбочки. Он их как орешки щелкает и еще оставляет от них на память всякие детальки. Любит он их. Сюжет представляет набор таких заданий по разминированию, на каждом из которых что-нибудь происходит. В конце концов, у крутого заканчивается контракт, и он уезжает домой к жене и сыну. Но понимает, что жена и сын, конечно, неплохо, но дома нету его любимых бомбочек. И возвращается.

Бигелоу в фильме использует довольно любопытный приём. Она задает быстрый темп, применяя стремительный монтаж, характерный для боевиков, сочетая его с болтающейся камерой, что призвано нагнетать напряжение. Она пытается заставить зрителя не тащиться по картине, а нестись. Но при этом событий нет по большому счету никаких. Грубо говоря, снято так, как будто всего происходит много, но на самом деле не происходит ничего. Видимо, здесь заложен некий смысл, но прием этот, мне кажется, не сработал. Если вы едете по пустыне, то неважно, будете вы гнать на скорости двести км в час или тащиться на повозке, запряженной ослом - вокруг один и тот же пейзаж, и скорость передвижения его не изменит. И для художественного эффекта лучше выбрать осла, в нем есть какая-то гармония. Поэтому самый лучший эпизод в фильме - когда показана дуэль снайперов, длящаяся целый день - решен именно в неспешном ритме. В остальных случаях лично у меня возникало недоумение - зачем мельтешить, когда мельтешить не из-за чего. Кажется, эта болтанка и рваный монтаж предназначен для того, чтобы показать внутреннее чувство героев, их смятение и нервность. Но тогда следует проработать их характеры, дать их глубже. А солдаты у Бигелоу картонные.

Пожалуй, именно в этом проблема. Чувствуется, что Бигелоу совсем не так нравятся бомбочки как ее герою. А это плохо. Быт довольно приблизительный, надуманный. Нету деталей, которые действительно в самую точку попадают. Вроде бы все правильно, но не верится. Причем, режиссер так и не решила, что с героями делать. То ли их просто оставить в покое, чтоб они маялись всю дорогу, то ли заставить их подвиги совершать. В итоге и помаяться толком не получилось, и подвиги нудные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий