пятница, 4 декабря 2009 г.

Детская геронтологическая ярмарка

По традиции пошел на книжную ярмарку non/fiction, что в ЦДХ. В общем, то же, что и в прошлом году - народу не протолкнуться. С одной стороны, это вроде бы может порадовать - мол, народ читает, интересуется книгами. Но с другой, я, человек совсем даже не юный, чувствовал себя там мальчишкой. Мне показалось, что средний возраст посетителей в районе пятидесяти, а то и больше. Геронтологическая ярмарка получилась. Молодые ребята на ярмарке присутствовали, но по большей части по ту сторону прилавков. В основном это студенческого вида девочки, непрестанно пишущие смс, всем своим видом показывающие, что они тут случайно и им все равно, что продавать - книги или депиляторы. Хотя нет, наверно, не все равно, последние предпочтительнее. А мужчины моего возраста были представлены страшно худыми и страшно бородатыми субъектами сектантского вида.

Исключение составляли молодые мамы, воробьихами шумно чирикавшими возле стендов с детской литературой. Между прочим, судя по ярмарке, детишкам в наше время с книгами повезло. Такого разнообразия в моем детстве не было и близко. Видимо, наблюдается что-то вроде бума детских книгоиздания. Книги на любой вкус, на любой возраст, любой тематики и формата. Причем, качество рисунков, бумаги, шрифта и прочего выше всяких похвал. Их приятно просто подержать в руках. Мамы щебетали от восторга и покупали книги своим чадам тоннами. Надеюсь, хоть пару килограмм будет ими прочитано.

Бедные детские книги, им сейчас приходится выдерживать жесточайшую конкуренцию со стороны приставок, телевизоров, компьютеров и всевозможных гаджетов. Вот издатели и лезут из кожи вон, делая свою продукцию все более и более качественной. Хотя, как мне кажется, восторг она вызывает скорее не у детей, а у мам. Они наверно вспоминают себя в дошкольном возрасте и покупают книги для себя-маленьких. Много скандинавских детских писателей, совершенно новых, о которых я не слышал никогда. Видимо, у скандинавов в крови есть какой-то особый элемент, отвечающий за детскую литературу, иначе как объяснить, что она у них так здорово получается. В своем детстве я читал Сельму Лагерлеф, Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Синкен Хоп. А вот, к примеру, "Алисой в стране чудес" в детстве я как-то не проникся. И сейчас считаю, что это сложная, взрослая книга. Но в любом случае, насколько я успел заметить, лучше всего расходилось "Оле-Лукойе", в пестреньком симпатичном издании.



Были и другие очень любопытные детские книги, например, одно издательство выпускает классические вещи, типа "Оливера Твиста" и "Айвенго" в стилистике советских годов. Причем, самое интересное, воспроизводя эффект "состаренности". Желтоватая бумага, шрифт, которым нынче уже не пользуются, потрепанная обложка, характерные рисунки - все сделано со знанием ремесла. Стоит ли говорить, что восторженными покупателями этих книг также были женщины, причем, такие, у которых дети явно уже подросли. Эти откровенно буйно ностальгировали. Возродился и прием, который, как мне казалось, ушел в прошлое - когда в книге спрятана объемная бумажная фигура. Открываешь страницу - и она вырастает. Помнится, у меня был "Теремок" в таком виде.

Что касается "взрослых" книг, то могу сообщить, что "Лауру" Набокова разбирают как пирожки. К тому моменту, как я пришел, осталось только "подарочное издание" - с английским и русским текстом. Обычные - просто с русским - разошлись. Впрочем, я ее покупать не собирался, равно как и читать, просто полюбопытствовал. Производит впечатление чешский стенд с книжными иллюстрациями. Вообще, нужно и для взрослых делать книжки исключительно с картинками, иначе им неинтересно.

У меня полно знакомых, которые книг не читают вовсе. В основном это мужчины, женщины все-таки имеют тягу к литературе. Сокрушаться здесь нечего, я считаю, что тут либо есть страсть к буковкам, либо ее нет. Но чтобы она появилась, нужно приложить некое усилие, а вот это нынче не в моде. Прикладывать усилия по части мозгов не слишком привлекательное занятие. Мороки много, а толку вроде бы и не видно. Спрашивается, зачем? Впрочем, это я так, в каком-нибудь Доме книги народу всех возрастов и полов всегда хватает.

Подивился я и изобилию философской литературы. Бог мой, ну тоже бум какой-то, совершенно уже необъяснимый. Те книги, о которых, когда я начинал учиться, мы даже и не мечтали, сейчас кучей лежат. Я прям завидую нынешним студентам. Даром, что ни одного из них возле этих книг я не заметил. Простоял я там недолго - меня от слов "деррида", "бодрийяр", "лакан" и самое ужасное "х...", ох, даже не могу написать, ладно, соберусь... "хайдеггер"! жутко тошнит. Еще со времен аспирантуры. Вспоминаю своего однокурсника, как-то сказавшего: "Сядешь, откроешь Хайдеггера, и через час кто-нибудь разбудит". Видимо, я в свое время перекушал этого дела.

Кстати, еще одна любопытная штуковина на ярмарке была. Это печатный даже не станок, а, как бы это сказать, прибор, который может напечатать любую книгу за две минуты. Ну то есть берешь у приятеля книгу, которая давно испарилась из магазинов, и печатаешь себе. А можно не только себе, а своим знакомым и тому парню. И брать за это с них некие суммы. Короче говоря, так и не понял я, как там дела с авторскими правами обстоят. Одно точно - выглядят напечатанные книги, словно их продержали в желудочной кислоте.

Мой улов на ярмарке весьма скромен. Двухтомничек Гиляровского, сценарии Наталья Рязанцевой, пару номеров Иностранки не первой свежести, в одном - Ирландия, в другом - Конан Дойл. Еще я узнал у добрых людей, в каком магазине достать книжку сценариев Надежды Кожушаной. Сегодня туда поеду, надеюсь, она там еще обитает. Вот, собственно, и всё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий