четверг, 17 декабря 2009 г.

Насинячились

Если разобраться, то из режиссёров-фантастов, ворочавших в свое время большими, действительно большими деньгами, только Кэмерон сумел дойти до наших дней, умудрившись сохранить лицо. Наверно потому, что ничего последние десять с лишним лет не снимал, ха-ха. Спилберг с упорством, достойным лучшего применения, стряпает диетическое питание для семейного (включая комнатную собачку и морскую свинку) просмотра, Лукас, возобновив свою эпопею, адресовал ее, кажется, даже не попкорнщикам, а формам разума, стоящим на следующей стадии примитивности, что же касается Ридли Скота, то ему можно посоветовать только одно - расторгнуть адский контракт с Расселом Кроу, иначе будет слишком поздно. Один Кэмерон, оставив после своего "Титаника" выжженное поле, держал туза при себе. И вот он зашел с припрятанной карты, но она оказалась, увы, не тузом, а, скорее, шестеркой. Зато козырной.



"Аватар" идет 2 часа 45 минут, и в принципе, если б он шёл вдвое дольше, ничего бы не изменилось. У этой сказки нет конца. Не в плане фабулы, тут-то как раз точка стоит, а в плане полета фантазии. Житьё-бытьё синюшных инопланетных граждан, действующих в фильме, в принципе достаточно аморфно, приблизительно. Кэмерон ловко уходит от конкретики, что позволяет ему придумывать и показывать что угодно, не рискуя попасть в сюжетное болото, из которого потом попробуй выбраться так, чтоб твоя фильма была по зубам четырнадцатилетним подросткам, неспособным задерживать внимание на чем-либо дольше трех с половиной секунд. Чем эти инопланетные синяки занимаются в свободное время? Какие у них интересы в жизни? Где они живут? Гнезда вьют или прямо в дупле своего огромного дерева? Там всегда одинаковая погода? Они болеют свиным гриппом? Конечно, на эти вопросы режиссёру отвечать не обязательно, но лично мне любопытно. В конечном итоге самые интересные фрагменты с синюшными - это когда аватары, то есть, не сами синяки, а подделки, играли в баскетбол. Кстати, тут Кэмерон пошутил недурно, намекнув, кто послужил прообразам его синеньких. Это баскетболисты НБА. Нет, серьезно, покрасьте баскетболиста Кириленко в синий цвет - и вот вам кэмероновский инопланетянин.

Эта приблизительность мира и жизни синюшных сильно отдает компьютерной игрой. Собственно, боюсь, моделью для Кэмерона была именно игра. Её строение очень удобно - имеет значение только то, что перед глазами геймера, обо всем остальном можно не заботиться. Делая фильму по этой модели, можно не бояться, что кто-то "не въедет". Ходульные герои, простейшие реакции, короткие фразы, всем все понятно. Собственно, и идейная часть "Аватара" имеет прямое отношение к игре. Мол, мы, в смысле человечество, так засрались, что, право слово, лучше убраться в другой, искусственный мир, и обрубить все концы. И жить в новом придуманном мире, видимо, до тех пор, пока и его не засрем, а потом можно снова убраться. Я ж говорю, нет конца. Только забавно получается. Кэмерон вроде бы говорит - мы засрали свою природу, потому что ведем себя безответственно как дети. Но уйти в другой, искусственный мир, - это ли не самый что ни есть детский поступок?

И всё-таки, и всё-таки "Аватар" не так уж плох. Да, Кэмерон потерял ту мифологическую мощь, которая чувствуется в "Терминаторе" или "Чужих", но всё же его сказка затягивает. А без этого фантастической фильмы быть не может. Кроме того, по такому предмету как "финальное рубилово" у Кэмерона всегда была твёрдая пятерка, и "Аватар" - не исключение. Единственная вещь меня тревожит. Кинокритик Волобуев написал, что "Аватара" тепло восприняли критики. Как бы это не было дурным знаком. Не слишком ли заумно получилось? Все ли там правильно рассчитано? Ведь если (не приведи господь) "Аватар" провалится в прокате, если героически-патриотическая судьба синюшных инопланетян не тронет сердца людей на планете Земля, то спасительный денежный ручеек, снова начавший поливать совсем зачахнувшие было кустики научной кинофантастики, опять иссякнет. И кто знает, на сколько.

Комментариев нет:

Отправить комментарий