понедельник, 8 февраля 2010 г.

Ругачие зверушки

Раз уж я вспомнил о "Сказке про темноту" режиссера Хомерики, то довершу сказанное. Если кто не смотрел, а такие, наверно, есть, ха-ха, то речь в фильме идет о молодой милиционерше в некоем провинциальном городе. Всю дорогу она мучается от отсутствия любви и убожества жизни в целом и в частности. На работе матерящиеся менты, вне работы - матерящиеся бандиты, даже какой-то мальчик назвал ее на людях "пиздюлиной", если не ошибаюсь. Словом, бытовой кошмар, который перестал казаться незаметным. Ну и главное - мужика подходящего нету. Вот наша милиционерша и мается.

По-моему, главная проблема фильмы - в несоответствии средств выражения и содержания. Картина начинается грубой ментовской матерщиной, сразу указывая зрителю место, в котором он оказался. То есть режиссер сходу применяет сильное средство, вызывая отталкивающее впечатление у зрителя к среде, которую ему показывают. Но затем оно сходит на нет, поскольку в фильме матом не ругаются, а говорят. И в конечном итоге все это скатывается к скуке. Далее, лента изобилует длинными планами. Вот героиня долго-долго идет по набережной, вот она долго-долго едет в машине и тому подобное. Длинный план - также очень сильное средство. Оно выбивает зрителя, заставляет его сосредоточить внимание. Но штука-то в том, что внимание сосредотачивать не на чем. Внутри-то героини ничего не происходит. Длинный план становится самоцелью. Можно вспомнить Антониони, любившего героинь и их длинные планы. Но у него-то они работают. Конечно, Антониони знал тайну своих кадров, но она более-менее понятна. В его героинях был заложен внутренний конфликт, нестабильность, которая и выражалась в длинных планах. Они служили для Антониони средством достижения цели - раскрытия характера персонажа, а не просто красивостью. У Хомерики, боюсь, развития характера героини не получилось. И сколько не тяни ее проход по набережной, толку от этого больше не становится.

В итоге переда нами произведение, скорее, публицистической, нежели художественной ценности. Вот, мол, сколько у нас по стране баб одиноких, горюющих без мужика. А ведь задумка очень сложная и важная - трагедия убогой женщины. Кто знает, что с ней происходит, ведь она даже подумать толком не может, не научена.

И вот какая штука получается. Кино вообще-то любит сильные эффекты. Так дать, чтоб мало не показалось. Но еще оно хитрит с теми, кто думает, что этого достаточно. Иной режиссер сделает у себя в фильме ба-бах, а на выходе получится всего лишь чпок. Это в лучшем случае. А иной сделает чпок, а на выходе - трам-тарарам. Надеюсь я ясно выразился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий