среда, 3 февраля 2010 г.

"Бурса"

Не помню, говорил или нет, но последнее время я смотрю старые учебные, дипломные и просто случайные короткометражки из огромного фонда ВГИКа. Каталог там что ли составляется, не знаю точно. Попадаются фильмы всякие, в целом средний уровень выше, чем нынче делается студентами, но ненамного. Но иногда такие шедевры встречаются, что тут уж обо всем забываешь. К примеру, "Карусель" уехавшего в своё время из страны режиссера Кобахидзе. Тонкая лирическая зарисовка. Или фильма, о которой я уже третий день думаю - "Бурса" по Помяловскому. Снял ее Михаил Ведышев. Честно говоря, это имя я услышал впервые, хотя он снимал в 80-е довольно много. В 90-е уже меньше, но даже и сейчас что-то делает. "Бурса", кажется, снята в 1990-м году, но эта дата может быть неточной.

Фабула такая - в бурсу приходит новый преподаватель и меняет ее уклад жизни. Если раньше начальник за любую провинность порол розгами всех бурсаков без исключения, то теперь новоприбывший вводит свои, прогрессивные, демократические методы. Предлагает бурсакам следить друг за другом, стучать, доносить. Из-за этого патриархальный строй бурсы разрушается.

Фильма оказывает первородное, глубинное воздействие. Режиссер работает кажется и в пределах реальности, но все время эта реальность словно проваливается, застывает, замерзает. От всех героев картины веет ужасом. Сквозь бурсаков постоянно прорывается их звериная, первобытная натура, которую никакими молитвами и наказаниями не исправить. Холеный преподаватель источает коварство и цинизм, прикрытый образованностью. Остальные персонажи - сторож, служители, прачка, деревенские бабы - слепились в неразделимый человеческий ком, смятый постоянной нищетой и несчастьем. Действие разыгрывается в монастыре, с его длинными тесными коридорами, старыми стенами, пугающими темнотой углами. По этим углам и попряталась реальность, оставив людей вместе с их дикостью. Конфликт, который разыгрывается в фильме, имеет древние корни, поэтому вряд ли он разрешим, но все-таки главный герой бежит из училища, опасаясь не того, что он станет жертвой доноса, а того, что сам когда-нибудь донесет. А его закадычный друг остается - он слишком боится того мира, что открывается за стенами бурсы.

В картине, конечно, нет таких подробностей, коими наполнены "Очерки бурсы" Помяловского, но экранизация вне всяких сомнений удалась. Фильма выдержала конфликт, смогла кинообразами передать главное. Если вам на глаза попадется фильма, непременно посмотрите, она стоит того, чтоб о ней думать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий