воскресенье, 8 ноября 2009 г.

Антониони. порция 3

"Хроника одной любви" - смесь неореализма и нуара (или, если быть более точным, giallo - желтый - поскольку обложки итальянских книг мистического жанра были желтого цвета). Великие фильмы, снятые в жанре неореализма Росселини и Де Сикой, делают особый акцент на состоянии бедных и неимущих, и темы американских фильмов нуар им были не близки. Фильм Антониони же содержит такие элементы нуара как детективное расследование, план убийства, сдержанный свет и т.д. Но он также задерживается на напряжении между теми, кто беден, и теми, кто нажил богатство на послевоенном итальянском "экономическом чуде". (По плану Маршала США помогли Италии, особенно северным городам, таким как Милан и Турин, и автомобильному сектору экономики быстро восстановиться после войны). Это напряжение стало причиной возникновения плана убийства.

У фильма есть биографический контекст. Он отражает сложности с деньгами самого Атониони. Несмотря на то, что его семья была небедной, как и многие итальянцы среднего класса во время Второй мировой войны он испытывал трудности, однажды вынужденный продать свои теннисные трофеи за еду. Также он терпел бедствия, когда другие роскошествовали во время экономического бума. Он вкусил сладости богатой жизни во время своих теннисных дней в Ферраре и в сущности признавал, что одним из мотивов его прихода в кино было желание заработать много денег. В интервью 1980 года он сказал, что "это кино о деньгах, и то, что я помню о себе, это что у меня не было денег в то время. И это очень важно, поскольку я смотрел на историю под определенным углом, я думаю". Это мог быть не в точности угол зрения Гвидо (герой фильма - К.), но Антониони говорил : "Я действовал так, как будто я имел деньги, потому что хотел иметь. (Но) я никогда не достигал этой цели".

Фильм предвосищает мотивы Атониони в более поздних работах: это нуар наоборот, запланированное, но не совершенное убийство (в "Приключении" героиня могла стать или не стать жертвой преступления); богатые люди страдают от общей неудовлетворенности, своего рода недомогания или апатии, схожей с тошнотой Сартра; любовные отношения не могут материализоваться (отношения разваливаются в "Крике", "Приключении", "Затмении", "Идентификации женщины" и "За облаками").

"Хроника одной любви" сразу заявляет две важных черты зрелого стиля Атониони - аккуратно выстроенная мизансцена и длинный кадр. Длинный кадр и его спутник - глубокий фокус - прославились во многом благодаря Андре Базену и его юным последователям по Cahier du cinema. Эту технику любил применять оператор Грег Толанд. Она использовалась в лентах Джона Форда и особенно Орсоном Уэлсом в "Гражданине Кейне" и "Великолепных Эмберсонах". Пример в "Хронике одной любви" - выразительная панорама с поворотом на 360 градусов вокруг моста, на котором Гвидо и Паоло задумывают убийство ее мужа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий