понедельник, 3 августа 2009 г.

Предчувствие скуки

Пора бы отвлечься от Гоголя, вы не находите? Иными словами, отправился я в выходные на современное кино. Хотел сходить на "Д.Депп", но, как и в случае с Термычем взглянул я на афишу и одолело меня предчувствие скуки. Фильма-то два двадцать идет. А это для моего детского сознания оченно много. А если учесть, что творчество М.Манна меня никогда не увлекало, то вообще поход на "Д.Деппа" предстает авантюрой с тяжелыми последствиями. Последнее его творение "Полиция Майами" - аттракцион с гламурными полицейскими. А самое знаменитое - "Схватка" - пере гружено гипертрофированными эмоциями. Короче говоря, решил не испытывать рассудок.



Вместо "Д.Деппа" ваш покорный кинофоб отправился на "Петю по дороге в царствие небесное", отхватившего главный приз на ММКФ. Ретродрама про умственно отсталого юношу Петю, который жил 1953-м году в забытом богом окололагерном северном городишке и играл в гаишника. Останавливал местных шишек на их Победах и Зилах и, прям как в анекдоте про продавцов полосатых палочек, таки не уберег себя. Погиб, подвернувшись случайно под пули солдатика, принявшего его за сбежавшего лагерника.

С самого начала стало ясно, что убедить зрителя в своей жизнеспособности этой фильме не удастся. Увы, но получилось не ретро, а, так сказать, "под ретро". Городок, засыпанный снегом, где протекают события, выглядит как те безжиненные городки-игрушки в колбах, которые нужно встряхивать, чтобы увидеть, как его крохотные домишки засыпает хлопьями. Сделано все правильно - Газики, валенки, радиоприемнички - но вот поверить, что все они имеют не декоративную, а функциональную природу, не получается. Дело, конечно, не в них, а в актерах. Они явно не знают, чего играть. В нынешний век, бедный эмоциями, уметь переживать то, что переживали люди когда-то, пусть даже всего пятьдесят лет назад, мало кто умеет. В принципе, можно обойтись как всегда не эмоциями, бог с ними, а имитацией эмоций, но даже этого не получается. Эмоции тех людей, видимо, перестали быть понятны и авторам, и актерам. В итоге на экране видим имитацию, а вот чего имитацию, черт его разберет. Очень приблизительно работают актеры, не точно, а именно приблизительно. В результате размывается мотивировка персонажей, и даже не мотивировка, а, как бы это сказать, их биография. Ведь у любого, самого эпизодического персонажа в фильме должна быть биография, которую он может выразить в пусть даже одном отведенном ему в экранном времени жесте. Словом, старая проблема - отсутствие выразительности образов. Отсюда становятся совершенно непонятны поступки героев. Ну вот скажем, начало: наш Петя-дурачок отправляется, как я понял, прочь из города из-за того, что его обидели - не дали проинспектировать машинку. А за городом опасно вроде как, снега, пустынно и так далее. Мимо проходят два солдатика с винтовками, местные. Видят Петю и кричат - мол, не ходи, опасно там. Петя ноль внимания. После чего один из солдатиков поднимает винтовку и стреляет в воздух, чтоб привлечь внимание Пети. Тот снова ноль внимания, тогда они вдвоем бегут и возвращают дурачка. Я, конечно, не знаю, может в 53-м году в советских городочках и было заведено палить туда-сюда, как в на диком западе, но дело не в этом. Выстрел - и в жизни, и в кино - это неординарное событие, это сигнал - что-то произошло, что-то такое, что потребовало применения оружия. А тут, понимаешь, пальнул не пойми зачем, можно было и не палить. Мелочь, конечно, но доверие к кино строится именно на мелочах.

И потом, дурачок, позволю себе заметить, какой-то не слишком-то и придурковатый. Да, он изображает что-то вроде шута, которому можно то, чего другим нельзя. Но вот чтобы сделать из его такой особенности что-то существенное, имеющее драматический смысл, мне кажется, не получилось. Опять же, придурковатость какая-то приблизительная. Вроде она есть, да что-то симптомы вялые.

А героиня Светланы Тимофеевой-Летуновской мне жутко напомнила женщину свободных нравов из фильмы "Морфий". Не знаю, может мундштук так подействовал... а может, что и там и там героиня трахается с доктором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий