вторник, 15 сентября 2009 г.

А мальчик-то поседел

На «Приготовьтесь, будет громко» я отправился ради Джимми Пейджа. Led Zeppelin – первая иностранная группа, которую я стал слушать осмысленно. Не знаю, помнит ли кто-нибудь, но в начале 90-х была такая малюсенькая рок-энциклопедия, групп на 200, не больше. Кто ее написал, хоть убей, не помню, но сделал этот человек большое дело, я вам скажу. В те первобытные времена интернету не было, и добыть хоть какую-нибудь информацию 13-летнему школьнику из не самого центрального города про зарубежные рок-группы было непросто. Короче говоря, случайно купив эту книжечку, я ее в скором времени выучил наизусть. От частого использования она пришла в упадок, я ее подклеивал, заворачивал в обложку. Бедняга, она верно служила. Так вот, в ней были собраны только самые азбучные команды, мэйнстрим. Основной состав, названия альбомов, годы жизни и небольшой обзор творчества. Скудненько, но я с жадностью глотал и это. А наглотавшись, шел записывать музыку. Да, мои юные друзья, тогда не было не только интернету, но и дисков. Точнее, они были, но у немногих. В ходу были пластинки и аудиокассеты. У меня имелся десяточек басф, купленных папой в городе Петербурге, и парочку голдстар. Бог мой, теперь и фирмы такой нет. Ничего нет. А тогда действовали так называемые звукозаписывающие студии. Название громкое, а по сути они делали следующее: переписывали за деньги музыку со своих кассет, пластинок и дисков на кассеты клиентов. Одна из них располагалась на улице Маяковского в подвальчике. Его стены были заклеены списками групп и альбомов, имевшихся в наличии для записи. Однажды я пришел с драгоценной, только-только распечатанной кассетой басф в этот подвальчик и стал шарить глазенками по стенам. Тогда мне казалось, что эти списки бесконечные, что там собраны, наверно, все группы в мире. И вот я наткнулся на Led Zeppelin. Припомнив, что в заветной книжечке про группу автор писал, захлебываясь восторженной слюной, я решил записать ее. Но вот какой альбом? Их там было несколько, знаете ли. Мне приглянулось название Physical Graffiti. Но вот незадача – альбом-то был двойной. То есть, всю девяностоминутную кассетку пришлось бы отдать под запись одного альбома. А мне хотелось записать на каждую сторону по разной группе. Для расширения кругозора. Словом, долго я мучился. Я вообще в этом подвальчике долго мучился с тех пор. В итоге я решился, и записал Physical Graffiti. На следующий день забрал драгоценную кассету из подвальчика, пришел домой и поставил. У меня был музыкальный центр Шарп, к тому времени еще не такой обшарпанный, как ныне. Скажу честно, после первого прослушивания я нихрена не понял. Ну вот ничегошеньки не разобрал. Поставил во второй раз, думая, что не мог же дядя, который писал книжку, так меня обмануть. Опять ничего не понял. Расстроился до слез. Что ж это за чушь такая, думал я. Но нашел в себе силы на следующий день поставить кассету еще раз. Прослушал первую песню. Хмыкнул. Прослушал вторую. Призадумался. А после третьей (это, напомню, In My Time of Dying) у меня в голове что-то необратимо хрустнуло. Потом было неинтересно – бессонница, звук на полную и отчаянный стук шваброй в потолок соседки снизу, кучи кассет, которые мама пыталась спрятать, когда поняла, что из-за нового увлечения сыночка его учебники на столе покрылись пылью, и так далее. Я заболел Led Zeppelin, а затем и рок-музыкой в целом. Мама мне давала каждую неделю немножко карманных денег на пирожки в столовой. Могу официально заявить – ни один пирожок не пострадал, все тратилось на кассеты. Я даже проездной не покупал. Ходил пешком, и надо мной в классе посмеивались. Помню, меня больше всего удивляло, что никто моего увлечения не разделял. Не с кем поговорить даже было. Друзья слушали какую-то ерунду, да они и не слушали целенаправленно, так, что попало. Было парочку таких, у которых родители когда-то слушали Битлз, и они сами отдаленно чего-то слышали, но вот такая фраза как «А зацени этот запил Джимми, погоди, вот сейчас-сейчас, да!» им была непонятна.



Даже сейчас, когда давным-давно прослушаны и Rolling Stones, и King Crimson, и Gentle Giant, и Дэвид Боуи, и Radiohead, я считаю, что Led Zeppelin копнули глубже, их музыка рвется из совсем других недр. Это истинная рок-группа, игравшая народную музыку города. Такое же сильное впечатление на меня оказали разве что Pixies.

В «Приготовьтесь, будет громко» кроме Джимми Пейджа фигурируют Эдж из U2 и Джек Уайт. То есть, представлены три поколения: начало и расцвет; развитие и упадок; возвращение к истокам рок-музыки. U2 группа неплохая, когда-то она записала несколько удачных песен, а вот творчество Джека Уайта мне непонятно. Ничего интересного в его музыке я не вижу, много гипертрофированных эмоций, а толку мало. Впрочем, играет он для людей другого возраста, им, может, и нравится. Картина подается как исследование электрогитары. Это действительно любопытный феномен в искусстве, безусловно, инфернальный, но в итоге у авторов фильмы получилась история не про гитару, а про музыкантов. Так даже лучше, поскольку за всей непохожестью этих трех гитаристов видна их общность, некая природа рок-музыканта как такового. Джимми Пейдж – аристократ с благородной сединой, неспешностью в движениях, Эдж – выходец из ирландских рабочих окраин, дитя семидесятых, Джек Уайт – обычный современный американский раздолбай. Но все они похожи на детей, мальчишек, заигравшихся в рок-группу, и не замечающих, что они уже давно не юнцы. Пейдж сказал в фильме, что как гитарист он сформировался к 15 годам. Вот это и есть вечный возраст любого рок-музыканта, сколько бы свечек не задувал он на торте в свой очередной день рождения. Забавно и завидно глядеть, как эти ребята ходят и произносят прописные истины так, что в их устах они звучат не банально. А гитара – это игрушка, ставшая чем-то большим. За гитарой они спрятались от мира. Кстати говоря, самоубийства, которые в среде рок-музыкантов нередки, отчасти можно объяснить вторжением в их мир взрослой внешней жизни, которое они не могут вынести.

В сущности, любая деятельность, требующая от человека проявления таланта или попросту выдающихся способностей с детства, консервирует в нем ребенка. В этом смысле рок-музыка похожа на спорт. Очень часто профессиональные спортсмены напоминают задержавшихся в развитии детей и по разговору, и по отношению к жизни. А вот, скажем, с писателями или режиссерами история другая. Я убежден, что в этом случае человек наоборот, должен иметь большой жизненный опыт, уметь понимать людей, иначе толком у него ничего не получится. Но при этом что-то от ребенка у него должно быть – увлеченность до забытья.

1 комментарий:

  1. Led Zeppelin гениальны.

    Хочу сказать, что, действительно, в начале 90х кроме Битлов для меня ничего не было.
    Но в своё время автор этого замечательного блога начал, что называется, подкармливать меня то одними, тод другими выдающимися 70-никами.
    Не то, что совсем дома ничего другого не было... Отчим из каждого рейса ещё с конца 80х привозил альбомы тех же Led Zeppelin, Janis Joplin и др.
    Но как-то не вставляло...

    Но постепенно как-то заболел хард- и арт-роком. И Black Sabbath, и Yes, и Gong, а позже Metallica, Primus. К Led Zeppelin же пришёл и вовсе почему-то поздно. Но зато как-то они глубже всего остались. Наверное, так же глубоко, как и Битлз :), если не глубже.
    Причём Дима зачастую приносил такие немейнстримные группы, о которых без него я бы точно никогда не услышал.
    Что-то очень нравилось, что-то было слишком тяжёлым или слишком психоделичным...
    Но в любом случае я ему очень благодарен, за то, что он открыл для меня другой музыкальный горизонт.

    ОтветитьУдалить