вторник, 14 сентября 2010 г.

Игромены

А вообще меня в кино занимает последнее время только одна проблема - кого ещё трахнет Дональд Дрейпер?

Второй сезон Mad Men досматриваю. Вот это я называю современное кино. Во-первых, оно просто технически здорово сделано. Ну понятно, реквизиторы гении. Но операторы какие молодцы! Особенно этот фирменный отъезд с детали (пачка лаки, пластинка, печатная машинка) на общий план. Во-вторых, в фильме присутствует неподдельный драматизм. И этот драматизм работает! В кои-то веки фильма берется за серьезные проблемы и решает их серьезным способом. И я считаю, что эта фильма уникальна именно в данном отношении. Встает важный для сегодняшнего кино вопрос - а как заставить зрителя серьезно смотреть серьезное кино? Дурацкое "основано на реальных событиях", о чем я писал, вызывает лично у меня рвотные позывы. Торжественно клянусь, если увижу ещё раз такую надпись вначале фильмы, встану и уйду из кинотеатра. Самое поразительно то, что Мэдмены работают от противного. Они играют со зрителем.

Мэдмены - это игра. Это постоянный флирт, заигрывание, дразнилка. "Смотри, зритель, ведь ты хочешь негров назвать неграми? Но не можешь? А мы можем! Прикольно, да?"; "Бедняга, ты бы хотел как следует затянуться сигаретой, но боишься заработать рак? А мы не боимся!"; "Смотри, бедолага, я выпиваю три банки пива и спокойно сажусь за руль! Ты так не можешь!". Но это только верхний слой игры. На самом деле главный принцип, на чём эта игра зиждется, это сам факт, что действие происходит в 60-е годы, а сейчас 2000-е и все об этом знают. Об этом знает зритель, об этом знает сценарист, об этом знает режиссёр, об этом знают актеры и об этом знают персонажи. И это знание и дает почву для игры. Ну вот к примеру. В одной из серий семья Дрейперов отправилась на пикник. И в конце Дон выбрасывает прямо в кусты пустую банку из-под пива. Бетс встает и вытряхивает весь мусор с подстилки на траву. А сын Дона идет в туалет в кусты. Таков этот эпизод. Никакой сюжетной нагрузки он не нёс, то есть, без него вполне можно было обойтись. Но он есть. И недаром все персонажи действуют так, как никогда бы не поступили люди сейчас - они не стали бы оставлять за собой мусор. Если это конечно не быдломены, коих, к примеру, у нас очень много, судя по дню города в Москве. Кстати, как вам идея сериала Bydlo Men? Так вот, это элемент игры - нарочно делать так, как нельзя делать в 2000-х. Дон не случайно долго, красиво выбрасывает банку в кусты. Он знает, что сейчас 2000-е.



И это, мне кажется, отличная кинонаходка. Когда зрителя уже не пытаются обмануть, сделав вид, что то, что он смотрит - так и есть на самом деле. Что это "основано на реальных событиях". Зритель не дурак, он прекрасно понимает, что актеры играют, а камера снимает, а его обманывают. Но когда это преподносится как то, что есть на самом деле, его тянет блевать. Он понимает, что его принимают за дурака. Но он не дурак. Пора вбить в голову всем, кто занимается кино, что зритель не дурак. Дурак тот, кто его принимает за оного. Зритель идет в кино затем, чтобы обмануться. Но только обманите его красиво, умело, со знанием дела. Поиграйте с ним, включите его в игру. Да, кино началось именно как документальная правда. Зрители вскакивали с мест, когда на них несся поезд братьев Люмьеров. Не все, конечно, но эффект был что надо. Эффект правды, "настоящести". И этот эффект кино эксплуатировало очень долго. Под этим соусом можно было впихнуть зрителю всё, что угодно. Но сейчас зритель другой. Он уже всё знает про кино, про кухню. Но это не значит, что кино оказалось безоружным. Просто нужно перевооружиться, использовать это зрительское знание. И вот Мэдмены делают это блестяще. И смое интересное, что в этой игре авторы доносят до зрителя серьёзные вещи. Важные проблемы. И зритель уже не отмахивается от них, потому что он в игре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий