четверг, 28 января 2010 г.

Время вышло

А вот какая история со мной приключилась. В воскресенье я ни с того ни с сего вспомнил старую детскую фильму "Про красную шапочку", которую очень люблю. Никакого повода о ней думать у меня не было. Просто взялось и вспомнилось. В понедельник захожу в интернет и читаю - в воскресенье умер режиссер Леонид Нечаев. Вот собственно и всё.



Ну раз такое дело, расскажу еще одну историю, рискуя злоупотребить вашим вниманием. Несколько лет назад я работал в одной крохотной пиар-конторе, и нас однажды приспособили для участия во вручении какой-то ресторанной премии в Балчуге. Не помню точно, что мы там делали в целом, но лично я ходил по залу и фотографировал. Ну можете себе представить - банкиры в костюмах, дорогостоящие тёлки, модники, Лагутенко и Надя Сказка, сигары, официанты, Новиков, длинные женские ноги, какая-то хрень на тарелке, атмосфера гламурного забытья, словом, атрибуты почти всех подобного рода мероприятий, проходивших в те времена. Я шатался туда-сюда, и неожиданно наткнулся на человека, явно лишнего на этом празднике жизни. Это была немолодая женщина, с потерянным и непонимающим взглядом одиноко стоявшая возле столика. Мне показалось, что я видел ее раньше - по телевизору или в кино. Потом вспомнил имя - Клара Лучко. Какой же идиот-пиарщик, мне тогда подумалось, позвал ее сюда, где ей даже поговорить не с кем? И даже дело не в разговоре - такое чувство было, что она прибыла сюда из 19-го века. Вокруг нее и ее столика образовалась сама собой мертвая зона, круг, наподобие того, которым очертил себя Хома в "Вие" Гоголя, внутрь которого никто не входил, при том, чтобы в зале было довольно-таки тесно. Известно, как работают пиарщики мероприятий - сидят перед файлом в экселе с телефонами и производят ковровый обзвон - чем больше придет, тем лучше. О доброй половине тех, кому они звонят, они и слыхом не слыхивали. Вот и получатся, что Клара Лучко соседствует с Надей Сказкой. Впрочем, я не об этом хотел сказать. Буквально через неделю Лучко умерла. И мне тогда подумалось, что многие люди умирают от того, что просто прошло их время, их эпоха. В новом времени они как будто существуют по инерции. Словно кто-то немного пережал с заводом их пружины.

После развала Союза Нечаев почти не снимал. У детского кино оказался очень слабый иммунитет, и в новой реальности оно скончалось почти мгновенно. Его нет и до сих пор. А ведь оно у нас достигло такой силы, такого высокого качества, что сейчас даже не верится. Уже после "Буратино" стало понятно, что Нечаев находится в другом измерении. Что он понимает детей на другом уровне. Мастерство его было виртуозным, далеко не всякая "взрослая" фильма может встать рядом с его картинами. А лента "Про Красную шапочку" ошеломляет и сейчас. Нечаев очень тонко работает с условностью, так тонко, что это ему позволяет внедрять в детский сюжет совсем не детские проблемы. Причем, это живые проблемы, в них с каждым просмотром находишь все новые и новые вопросы и ответы. Неправду говорят те, кто считает, что "Про Красную шапочку" - фильма совсем не для детей и детям непонятна. Я всегда, с раннего детства, смотрел её не отрываясь, а песенки еще и отдельно слушал на крохотной пластинке. Про сценарий, работу актеров, художников, оператора говорить нечего - подобные профессиональные навыки у нынешних работников кино уже утрачены. Детское кино нужно снимать так же хорошо, как и взрослое, только лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий