четверг, 29 октября 2009 г.

Примчались санитары и зафиксировали нас

Перед просмотром "Палаты №6" я, честно говоря, знал что будет плохо. Но не знал, что так плохо. Надежда была только на Жаркова, способного вытянуть любую фильму. Но Жаркова было так мало, что даже его обаяния не хватило на всю картину. Даже не знаю, в чем корень провала. Невыдержанный ритм, сюжетные недоразумения, совершенно деревянные актеры, элементарное вранье, все это есть, но это уже итог, следствие коренной ошибки. В самом деле, актер, существо подневольное, не сделает фильму. Он не сыграет того, чего нет в головах режиссера и сценариста. Сюжетные недоразумения возникают тогда, когда мир кинокартины не продуман, не создан еще до начала съемок.



Принимая это во внимание, причину стоит искать, мне кажется, в том, что авторы решили, что Чехов все им сам уже написал и придумал, осталось только развести актеров и включить камеру. Это заблуждение. "Палата №6" сама по себе чрезвычайно сложна для экранизации, а перенос действия в наше время требует двойных усилий. Ведь размышления Чехова в его философских рассказах очень зависят от чеховского контекста, от его мировоззрения. Вырванные из него, они кажутся довольно банальными и неуместными. Вот и получается, что персонажи в фильме сами не верят в то, что говорят. Да и не то чтобы не верят, а попросту не понимают. Не понимают, что они несут такое. И вместо диалогов получается бу-бу-бу. А поскольку вся фильма строится на разговорах, то эта ошибка оказывается фатальной. В сценарии просто не прописаны диалоги, они взяты из Чехова в надежде, что они сами по себе заговорят. А в итоге главврач-пьяница и сумасшедший в захолустном российском городке обмениваются словечками "позвольте", "извольте", "полноте". Дичь, короче. Причем, для фабулы-то пришлось и свои реплики придумывать. А про монтаж чеховского текста и новых фраз не подумали, в итоге места стыков сделаны очень грубо, их сразу видно. Только что было "извольте", и вдруг "хрен" какой-нибудь.

Итак, текст не монтируется с актерской игрой. Но это не все. Даже фабулу чеховскую не перелопатили до конца. В итоге умалишенные (именно так в фильме их называет врач-специалист в 21-м веке) живут во флигеле, а кто лежит в других корпусах - непонятно, хотя это все одна психушка. Кстати, сама психушка неправдоподобная. Сделана нарочито мрачно, хотя в жизни психушки куда как страшнее.

Словом, все то множество ошибок проистекает из одной - отстутствие конкретной работы с первоначальным материалом - текстом Чехова. Если уж взялись за перенос на современную почву, так адаптировать нужно все - и место действия, и реплики, и персонажей. Пришлось бы пожертвовать философией, конечно. Но это лучше, чем говорить то, что не понимаешь. А с другой стороны, ну что такое "Палата №6" Чехова без философии? Короче говоря, сложная задача, с которой авторы фильмы едва ли справились.

И еще, куда делся институт актерского амплуа? Зачем сниматься во всем подряд? В итоге попадание в роль стало нынче редким исключением. Вот Ильин, к примеру. Ну какой из него доктор Рагин? Ну где он еще водку пьет, в столовке щи с капустой хлебает, все хорошо, но вот как начинает рассуждать, это же просто караул, понимаете?

Вот Жарков хорош. Хороший идиотский текст, идиотская роль и он ее идиотически сыграл! Блеск!

Комментариев нет:

Отправить комментарий