четверг, 22 октября 2009 г.

Костер амбиций

Почти два с половиной часа, которые идет фильма "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»", проходят незаметно. Вот пример того, как хорошо продуманная драматургия и глубокая проработка образов заставляет зрителя забыть обо всем, хотя на экране вроде бы никакого экшна нету. Наверно, к этому стремятся современные режиссеры игровых картин, когда пишут "основано на реальных событиях". Но, извините мою назойливость, в кино не столько важно, было ли действительно то или иное событие, сколько живость, глубина образов. Все остальное, по большому счету, второстепенно. История столкновения двух мастеров - режиссера и оператора - получилась захватывающей именно оттого, что оба персонажа сделаны с большой выразительностью. Это работа творческая, это надо придумать и сделать, даром что фильма документальная. В этом смысле в неигровом кино работают те же законы, что и в игровом.

Честно говоря, я не знал, что конфликт Тарковского и Рерберга на "Сталкере" был настолько серьезен. Я полагал, что все дело в этой досадной истории с бракованной пленкой, на которую была снята картина, из-за чего пришлось все переделывать. Но автору фильмы Игорю Майбороде удалось показать столкновение амбиций двух художников. И даже не художников, а мужчин. А что может быть плодотворнее и разрушительнее мужских амбиций, когда они подкреплены возможностями? Неизвестно, от бога или от дьявола происходят мужские амбиции. Как выясняется, от того и от другого. В "Зеркале" амбиции Тарковского и Рерберга образовали синтез, результатом которого стал шедевр. А в "Сталкере", столкнувшись, они вызвали разрушение, по сути, катастрофу.

Без женщины, конечно, тоже не обошлось. Роль Ларисы Тарковской Майборода показывает без скандала, без охоты на ведьм, оставаясь на той позиции, и, мне думается, справедливо, что последнее слово все-таки за режиссером, за Андреем Тарковским, ставшим жертвой неуверенности, не удержавшим под контролем свои страсти.

Так что "Рерберг и Тарковский" - это история страстей. Мотив контроля за мощными, невидимыми глазу сущностями, энергиями, который осуществляет режиссер, музыкант, дерижер, проходит в фильме очень четко. Остается только ужасаться тому, как им удается удержать их под своей властью и тому, что происходит, когда им это не удается. Майборода делает вывод, что Тарковскому, в какой-то момент, это не удалось, и ядерная реакция вышла из-под его контроля.

Ну и конечно, фильму стоит посмотреть и за то, что она рассказывает, как делалось кино. Сколько профессионализма, культуры, образованности, воспитания было за теми, кто брался за это дело. Ну и бухали, само собой, без этого куда ж.

Комментариев нет:

Отправить комментарий